Родители все больше обращают внимание на различные развивающие курсы, считая классическую школьную программу недостаточно эффективной, скучной или слабой. Так, в течение нескольких лет лидерами остаются педагогическая программа Марии Монтессори и занятия ментальной арифметикой. Есть ли разница между этими методиками и можно ли получить результат, систематически занимаясь по ним?
Развитие ребенка по методике Монтессори
Будучи детским врачом, педагогом и психологом, Мария Монтессори имела свой нестандартный взгляд на обучение детей. Согласно ее теории, дети лучше усваивают информацию, когда в процессе обучения они не ограничены искусственной средой, которую создают игрушки и сюжетные игры. Монтессори была уверена, что ребенок в любом возрасте легче запоминает и использует полученную информацию, находясь ближе к природной среде. Так, задача педагога - создание благоприятной среды посредством дидактических материалов, которые имитируют реальные предметы.
В основе современного учения Монтессори - познание мира и обучение с помощью игровых комнат, которые делятся на пять тематических зон:
- Для отработки навыков письма и чтения, изучения букв и звуков - зона языков.
- Для изучения геометрических фигур, техники счета, развития логики - зона математики. Здесь дети могут играть макетами геометрических фигур, решать головоломки, пользоваться пособиями, раскрывающие тайны пространственных и количественных понятий.
- Научиться вести быт, обслуживать себя дети могут в зоне практической жизни. Предметы, расположенные здесь, имитируют взрослую бытовую и кухонную технику. Так дети учатся убирать, готовить, стирать и выполнять другие бытовые задачи.
- Дети могут посмотреть в зоне космоса, как устроен мир и по каким законам он развивается.
В сенсорной зоне дети могут ознакомиться с характеристиками предметов, раскрыть для себя понятие веса, цвета, размера, формы, развить мелкую моторику.
Заниматься по методике Монтессори можно уже с 5 лет.
В отличие от школьных уроков, во время посещения занятий по методике Монтессори дети ни в чем не ограничены. Они не просто свободны в передвижении, а могут сами выбирать интересующую их зону и предметы. Мария Монтессори была уверена, что полная автономия приносит малышу больше пользы, чем репрессивные меры. В результате дети не испытывают стресс и усталость, учатся в комфортном для них темпе. Интересно, что посещающют занятия дети разной возрастной категории, при этом они совершенно не мешают друг другу. Наоборот, замечено, что старшие стремятся помочь младшим.
Допускается вмешательство педагога в ходе занятий? Да, если малыш явно не справляется с поставленной для себя задачей из-за несоответствия сензитивного периода.
Ментальная арифметика - тренажер для мозга
Если ребенок отстает от сверстников, не радует успехами в школе, родители обращаются в наш развивающий центр. Уже через некоторое время малыши значительно подтягиваются по чтению, письму и счету. Однако не все родители понимают, что наша цель - не просто научить детей быстро читать, решать сложные примеры в уме, переводить тексты, писать без ошибок. Для таких целей создана масса других развивающих методик, например, обучение скорочтению. На практике ментальная арифметика стимулирует развитие обоих полушарий мозга.
Асимметрия головного мозга - это нормальное состояние органа. У левшей больше развито правое полушарие, у правшей - левое. Поэтому леворукие и праворукие люди совершенно разные и проявляют свои лидерские качества в различных сферах. Традиционный подход к обучению, который практикуется в школах, недостаточно нагружает правое полушарие, поэтому и дети, и взрослые не всегда могут полностью раскрыть свой потенциал. Систематически занимаясь ментальной арифметикой, ребенок начинает использовать ресурсы мозга на полную, что положительно сказывается на успеваемости и развитии в общем.
На первый взгляд ментальная арифметика - сложный и непонятный предмет. Но уже с пяти лет дети способны понять ментальную арифметику достаточно быстро. Главное - уметь считать до 10 (это единственное требование), остальному научат преподаватели. В ментальной арифметике, как и в школе, практикуется способ «от простого к сложному». На первых порах дети используют абакус. Это специальная доска с однотонными или цветными косточками, что напоминает обычные счеты для арифметических расчетов. Во время занятий с АБАКУС задействованы три типа памяти - смысловая, моторная и зрительная. Это оптимальные условия для одномоментной работы правого и левого полушария. На следующем этапе все вычисления дети делают в воображении, считают на воображаемом АБАКУС в памяти.
Занятия в нашем центре проходят в игровой форме. Такой формат является оптимальным: отсутствие ограничений, оценок и экзаменов полностью исключает риски возникновения стресса, усталости у детей. Для стимуляции мы проводим соревнования, но полностью исключаем распределение детей на группы по успеваемости, не выделяем лидеров. Мы уверены, что все дети талантливы, просто кто-то открывается раньше, а кто-то позже.
Как видите, не все педагогические системы одинаковы. Каждая из них активизирует определенные нейропсихологические механизмы. Поэтому вполне возможно сочетать методику Монтессори и ментальную арифметику. Это позволит ребенку развиваться разносторонне и полностью раскрыть свой потенциал.